Нет Гергиева в своём отечестве

By 20.08.2019 Сентябрь 9th, 2019 #НаПросторах, Журнал

Внимание! Данная заметка предназначена к прочтению лицам старше 18 лет. Читая текст далее, Вы соглашаетесь с тем, что Вам уже исполнилось 18 лет.

Несколько дней назад российская пресса выдала на гора новость — Валерия Гергиева освистали на вагнеровском фестивале в немецком Байройте. Все издания — в основном, не имеющие отношения к музыке и культуре, подхватили эту весть с большим энтузиазмом.

За ними подтянулись блогеры, а в блоги уже пришли резать правду-матку анонимные комментаторы, которые тоже внесли свою посильную лепту в этот, якобы, скандал.

Всё происходящее иначе как мелкой травлей не назовёшь. Забрасывать камнями выдающихся людей — это, похоже, любимая национальная забава.

В двух словах — о чём вообще речь

Для тех, кто не знает контекста.

В немецком Байройте есть такое практически сакральное для немцев и вагнеровских фанатов место — театр, построенный самим Вагнером для исполнения своих же опер (Фестшпильхаус). Там ежегодно уже почти 150 лет проводятся летние фестивали, куда приезжает весь европейский бомонд, а остальной народ стоит в очереди за билетами по нескольку лет.

Отметиться в Байройте в качестве певца, режиссёра или дирижёра равносильно знаку избранности в музыкальном мире. Наши певцы там изредка пели и поют, но дирижёров из России ещё не было. Гергиев — первый, он открыл байройтский фестиваль вагнеровским «Тангейзером».

Реакция публики в конце спектакля была разная. Кто-то выражал неодобрение криками «бууу», кто-то горячо аплодировал, но безусловного успеха не случилось (на Ютубе есть уже ролик, можно убедиться). Надо сказать, что «букали» также и некоторым исполнителям, а также режиссёру и художникам.

Волна информационного негатива в российской прессе была вызвана статьёй обозревателя немецкого издания «Zeit».

Критик высказался в том духе, что такая реакция публики может быть вызвана не только политическими причинами (в день спектакля прошла демонстрация протеста в адрес Гергиева), но и реальными промахами гениального дирижёра. Авторской музыкальной концепции он не продемонстрировал, местами хор звучал нестройно.

А всё потому, пишет критик, что Гергиев почти не репетировал с труппой в связи с другими контрактами. В таком месте, как Байройт, это совершенно недопустимо — делает он вывод.

Кстати, слово «освистали» , которое подхватила наша пресса — это плохой перевод с немецкого, правильно было бы сказать «забУкали» . Свист — это в Байройте (и не только) как раз наоборот — выражение одобрения.

Каков масштаб случившегося?

 Foto: BR Klassik /www.bild.de
Foto: BR Klassik /www.bild.de

Если без пафоса, то суть произошедшего умещается в два предложения:

  • Гергиев не потряс публику чем-то невероятным: по объективным отзывам очевидцев, это было просто очень качественное исполнение с небольшими помарками в сложных моментах;
  • во всём этом есть толстая политическая подоплёка. Её, кстати, не отрицает и автор статьи в «Zeit», но в упор не замечают наши журналисты.

Политическая репутация у Гергиева — хуже не бывает

Он друг Путина, он поддерживал Осетию в грузинском конфликте, не выражал протеста против присоединения Крыма, и он не сочувствует секс-меньшинствам.

В Германии, которая впереди планеты всей по толерантности к гей-сообществам, ему до сих пор не могут простить возмутительную фразу на какой-то пресс конференции о том, что «детям в школе лучше рассказывать о Толстом и Пушкине, чем о нетрадиционных отношениях».

Ещё до Байройта вокруг Гергиева шумели страсти по поводу его назначения на пост главного дирижёра Мюнхенского симфонического оркестра (Мюнхен, кстати — побратим Киева). Ну, и опять же гомофобские грехи Гергиева не давали покоя местным активистам и активисткам понятно какого цвета, которые эпизодически устраивали ему акции протеста.

Вопреки всему контракт с ним был подписан. Для Мюнхена заполучить дирижёра такого уровня — это большой подарок.

Но страсти не улеглись и имели продолжение в Байройте. И демонстрация перед спектаклем, и явно клакерские (постановочные) «бу» во время поклонов — это всё о том же.

Как немцы комментируют премьеру в Байройте?

Надо сказать, что Гергиев не является главным героем немецкой фестивальной прессы, как нам кажется отсюда. Много пишут о постановке, о выдумках режиссёра, заставившего зал много смеяться, об очередном кошмарном наряде Ангелы Меркель и гадают, почему в этом году она приехала без мужа, о страшной жаре в театре (там нет кондиционеров, а на улице было под +40).

Конечно, некоторые издания прошлись по привычке Гергиева опаздывать и реактивно перемещаться на самолётах и вертолётах в пространстве вместо того, чтобы сидеть в Байройте и готовить спектакль. Но всё это в основном с эпитетами «звёздный», «гениальный» и «неповторимый». Никто и близко не пишет о каком-то ужасном провале и позоре.

И даже наоборот: в одной из статей поведение публики в отношении Гергиева назвали «позором немецкой элиты», которая оценивает художника с политической точки зрения, как в нацистские времена.

В другой — наоборот, ругают эту самую элиту — членов правительства Германии — за то, что они вообще пришли на спектакль и даже горячо аплодировали «другу Путина».

Правда, министр здравохранения Йенс Спан со своим законным мужем Даниэлем Функе хоть и пришли, но Гергиеву не хлопали, принципиальные люди.

Комментарии немцев

Особенно интересно читать комментарии простых читателей к этим статьям. Общее впечатление: в основном тактично и гуманно.

Некоторые пишут, что всё было прекрасно и они не понимают, в чём проблема, другие пишут, что дирижёр такого уровня как Гергиев просто не может дирижировать провально, и в следующих спектаклях, конечно, подкорректирует исполнение (что и произошло во втором спектакле). Третьи серьёзно обижены тем, что Гергиев проявил неуважение к Байройту тем, что недостаточно времени уделил подготовке спектакля.

Кто-то объясняет недостатки исполнения сорокоградусной жарой в оркестровой яме.

Пара комментаторов написали, что Гергиев всё же человек в своём уме, и он не мог с полной отдачей дирижировать такой возмутительной постановкой, где рыцарь Тангейзер — не рыцарь, а клоун в цирке в компании карлика и настоящего чернокожего трансвестита (трансвеститу тоже активно «букали», кстати).

В антракте Le Gateau Chocolat (Шоколадный торт)  развлекал публику Фестшпильхауса своим вокалом.
В антракте Le Gateau Chocolat (Шоколадный торт) развлекал публику Фестшпильхауса своим вокалом.

Но никто не высказывался ТАК резко, как у нас

«Опозорился», «провалился», «оркестр играл одно, а певцы пели другое», «не попадал в темп», «халтурщик», «алчный», «шабашник».

Ненависть особенно бурно льётся через край в комментариях: «Хорошо его приложили!», «Хватит кричать на всех углах, что он гений!», «Как музыкант он давно уже закончился». Какой-то добрый человек даже советует Гергиеву если не застрелиться, то посыпать голову пеплом и отказаться от дальнейших спектаклей. И так далее.

С таким же упоением у нас поливают ядом Нетребко, Курентзиса, пренебрежительно фыркали не так давно в адрес Хворостовского — людей, которые и есть культурная, лучшая Россия для всего мира. Откуда это всё льётся и чем питается? Загадка.

Гергиев в российском измерении

Что касается Гергиева, то, конечно, можно не соглашаться с его трактовками и манерой играть чуть ли не «с листа», можно раздражаться его привычкой всюду опаздывать, дирижировать своей зубочисткой и не бриться каждое утро.

Но надо же понимать — всё это не существенно в масштабах его творческой личности.

Гергиев уже воздвиг себе и нерукотворный памятник, и рукотворный тоже: от театрально-концертного комплекса Мариинки, концертного зала в Репино (он построен, как пишут, на собственные средства дирижёра) до грандиозных проектов во Владикавказе, Владивостоке, Москве — всего не перечислить.

Он вернул русский оперный репертуар на Мариинскую сцену. Он даёт нашим молодым талантам великолепные старты (взять хотя бы Нетребко или Трифонова). Он тянет вперёд конкурс имени Чайковского. Он просто помогает всем, кто в этом нуждается.

Пока он живёт в своём фантастически бурном темпе, всё это и крутится вокруг него.

Всё, что Гергиев делает, идёт в зачёт нашей национальной культуре.

Можно его любить или не любить, но давайте же иметь к нему хотя бы элементарное человеческое уважение и благодарность.

Символично: в прошлом году в Байройте дирижировал Пласидо Доминго. Его дебют тоже не был успешным, но российскую прессу и публику это нисколько не взволновало.

Зато как только немцы решили бросить камень в нашу звезду, родина горячо поддержала эту инициативу.

Почему у нас всё так устроено?

По материалам культшпаргалки.


Аурелио Дзен

Автор Аурелио Дзен

Главное — нравиться самому себе.

Другие материалы Аурелио Дзен

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о