Уазæгæн — хистæры кад. Гость — честь старшего.

Уходя своими корнями вглубь веков, национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первозданном виде. В основе большинства из них —
бережное сохранение чести и достоинства, почитание старших и конечно же, как и у многих кавказских народов, почтенное внимание, уделяемое хозяином каждому гостю.
Традиционно гостя встречали тремя осетинскими пирогами и осетинским пивом. Когда гость входил в дом, женщины могли встать, поприветствовать кивком головы и удалиться, а мужчины встречали его с непокрытой головой. Затем в честь гостя устраивался пир. Несмотря на то, что древние осетины жили впроголодь, для гостя на стол ставили всё самое вкусное, ведь обязанность старшего в доме — достойно принять гостя. 
У осетин гость считался божьим посланником, или Хуыцауы уазæг. Кем бы он ни был и откуда ни пришел, он считался личностью священной и неприкосновенной. Поэтому главный мужчина в доме выражал радость по случаю его благополучного прибытия. 

Отказать в приеме гостя значило покрыть несмываемым позором не только себя, но и всех родственников, и даже всю фамилию. Каждый хозяин был обязан охранять покой и защищать честь гостя. И неважно, был он преступником или же за ним гнались убийцы — а это было вполне обыденно в древности — гость был священен для осетинского двора. Даже если в ворота постучался самый страшный враг — кровник, обычай вынуждал хозяина видеть в нём сначала гостя, преследовать его строжайше запрещалось.

Яркий тому пример — Легенда о Аланском царе Пуладе и нашедшем у него пристанище монгольском эмире — Утрурке:
«У аланского предводителя Пулада нашел приют в качестве гостя монгольский эмир Утрурка. В ответ на ультимативное требование Тимура выдать враждебного ему эмира, Пулад ответил грозному монгольскому хану: «Утрурка нашел у меня убежище и пока у меня душа будет в теле, я его не выдам и пока смогу, буду защищать и оберегать его». 


По сей день приём гостей у Осетин — очень важный процесс. Естественно, он не настолько ритуальный и масштабный, как это было в старину, но все же в него вкладывается очень глубокий смысл. До сих пор все самое лучшее в доме, начиная от еды и заканчивая лучшим местом, преподносится гостю. Конечно, в современное время гостя не придётся укрывать от преследования кровников, но все же и в наши дни помочь гостю, который пришёл в твой дом со своей бедой — дело чести каждого осетина.


Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о